Конференция «Комфортный город»

21-22 декабря в Музее Москвы прошла ежегодная конференция Москомархитектуры «Комфортный город». В этом году агентство «Правила общения» выступало в качестве программной дирекции конференции. Центральной темой программы стали новые способы коммуникации между архитекторами, жителями и властью. 

На конференции, в которой приняли участие представители городской власти, урбанисты, архитекторы, журналисты, были подведены архитектурные итоги года, озвучены ключевые тренды развития Москвы, а также вопросы поддержки и продвижения современной архитектуры. 

Генеральный директор агентства «Правила общения» Юлия Зинкевич, модерируя дискуссию «Весь мир — PR, или Как влюбить в архитектуру», отметила, что как бы ни была хороша архитектура, если она не взаимодействует с жителями, то она перестает звучать. И наоборот, проявляется, если она общедоступна.

Архитектура интересует людей по большей части в утилитарном смысле, а в широком информационном поле проявляется только в двух случаях: когда возникает негативная повестка или при наличии громкого, звездного проекта. 

Сами же архитекторы иронично называют себя сложно говорящими людьми в черном и признают, что залог успешной коммуникации — это современный и максимально понятный широкой публике язык.

На сессиях о PR архитектуры и о работе архитектурных медиа были рассмотрены самые разные форматы презентации архитектуры широкой публике: от фестивальных активностей до музейных экспозиций, от публикаций в СМИ до архитектурных экскурсий, ведения подкастов  и телеграм-каналов. Ксения Ламшина, директор Радио «Культура»  отметила важность привлечения туристов и вовлечения жителей в городские активности и события, как, например, на фестивалях в Выксе, Альметьевске, Сатке. 

Айрат Багаутдинов, основатель проекта «Москва глазами инженера», отметил важность постоянного присутствия архитектуры в публичном поле с различными информационными поводами и возможность более тесного знакомства с объектами архитектуры. Немецкий архитектор Филипп Мойзер рассказал своем опыте издания архитектурных путеводителей и о важности погружения в контекст на примере типовых московских домов из фильма «Ирония судьбы».

Участники дискуссии о новых медиа согласились с тем, что в программу профессионального обучения необходимо включать азы public relations и искусство самопрезентации.

Михаил Бейлин из бюро  Citizenstudio порекомендовал молодым архитекторам не бояться отправлять публикации в журналы: «Везде нужно участвовать и не стесняться отправлять свои работы в СМИ и на конкурсы — это единственный быстрый способ донести до публики свои проекты. Если работа действительно интересная, ее опубликуют, большинство медиа открыты для нового, а архитектору важно, чтобы его творчество видели». Архитектор Валерий Лизунов из ArchPoint рассказал об особенностях продвижения архитектуры через работу с селебрити и создание селфи-точек в интерьерах и общественных пространствах, а Кирилл Губернаторов из бюро Megabudka — о ведении авторского телеграм-канала об архитектуре.

В рамках конференции «Комфортный город» были подведены архитектурные итоги 2021 года — топ-5 мировых и московских тенденций, событий и проектов, выбранных в результате опроса профессионального сообщества. 

В ТОП-5 мировых событий вошли: выставка Expo-2020, Венецианская архитектурная биеннале, конференция ООН по изменению климата (COP26), вручение Притцкеровской премии архитекторам Анн Лакатон и Жану-Филиппу Вассалю и World Architecture Festival.

В ТОП-5 московских событий вошли: выбор проекта бюро SANAA для реконструкции павильона «Шестигранник» в Парке Горького, конкурс «Облик реновации», выбор проекта бюро Zaha Hadid Architects для квартала Union Park, выставка «Арх Москва 2021» и конкурс «Южный порт».

ТОП-5 московских проектов составили: ГЭС-2, кинотеатр «Художественный», площадь Павелецкого вокзала, парк «Яуза», новые станции БКЛ Московского метрополитена.

Основными тенденциями в развитии городов эксперты назвали редевелопмент, здоровье, ответственность и человекоцентричность.